?

Log in

No account? Create an account
КУЛЬТУРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ \ «Художникам резко захотелось кокса и суши» - DADAKINDER magazine [entries|archive|friends|userinfo]
TRANSGRESSIONS & SPACESHIPS

SWITCH TO  |  INTERNATIONAL MODE  ]
userinfo  |  organizmo  ]
archive  |  memory  ]

Links
[1| ( eyez ) ( genitalz ) ( religulous ) ( futura ) ( 1984 ) (violenz) (drugz) (personal) ( quotez ) ]
[2| MANIFESTO / TXT / FACEBOOK / TWITTER / MASHARIK / LIB / RSS / DONATE ]

КУЛЬТУРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ \ «Художникам резко захотелось кокса и суши» [Apr. 4th, 2008  |  10:55 am]
TRANSGRESSIONS & SPACESHIPS
[Tags|]

Анатолий Ульянов: «Когда происходит развенчание монстра, люди перестают быть дергаными невротиками»

интервью для белоруской газеты "ЭН"


photo by nataliya masharova (tashhh)


Украинский арт-критик Анатолий Ульянов – заметный медиаперсонаж. Говорящий на русском уроженец Львова, создатель уникального интернет-журнала об арте «Проза» (proza.com.ua), замредактора бумажного журнала культурного сопротивления «ШО», блоггер и провокатор. Однажды, например, он появился голым на киевском поэтическом фестивале, жесточайшим образом нарушив душевный покой престарелых служителей Каллиопы. После феста все только и судачили о его выходке, начисто забыв о высоком. В статье на «Прозе» Ульянов доходчиво объяснил, что вся ценность современной поэзии начисто перебивается появлением одного лишь мужского достоинства. За излишнюю, на взгляд некоторых, эпатажность отдельные украинские политики даже намеревались Ульянова публично выпороть. В интервью «ЭН» Анатолий Ульянов рассказал о смысле «медиаблядскости» и том, какое искусство «можно толкать женам бизнесменов и теткам, увлекающимся фэн-шуем».



Есть твоя заслуга в открытии каких-то новых имен в украинском искусстве?

Признаюсь, цели «открывать имена» я никогда не преследовал. Я вижу свою персональную задачу иначе – с одной стороны, привнести новое настроение в имеющуюся культурную ситуацию, с другой - устаканить многообразие как ключевой идеал для здорового и мыслящего современного человека, с третьей – пропагандировать необходимость сомневаться даже в, казалось бы, очевидном. Мне важно, чтобы не было единого вектора для всех; чтобы у каждого из нас был широкий выбор стилей, настроений, эстетики, искусств. Многие вещи, которые до «ПРОЗА» считались неприемлемыми или дикими – сейчас считаются скучными. Это самое главное мое достижение. Если в какой-то момент проект «ПРОЗА» перестанет быть интересным хоть кому-то, если мои статьи перестанет читать самый последний их обожатель – это будет победа моего проекта, искомый финальный аккорд. Это будет означать, что со своей миссией я справился – общество впитало мои терапевтические химикаты.

То, что количество запретного уменьшается, это хорошо?

Безусловно. Но что значит «запретное»? Для меня это значит, что некая территория, объект или явление считаются неприемлемыми в конкретном социальном контексте, а вокруг них существует социальное напряжение. Когда такое напряжение проходит – это хорошо. Потому что когда происходит развенчание монстра, люди перестают быть дергаными невротиками, начинают мыслить шире и обретают возможность вести спокойный диалог. Ради вот этой широты взгляда и возможности спокойного диалога сторон необходима ликвидация табу. Ведь табу – это, по большому счету, болезненный симптом; признак незрелости общества.

Чем объяснить интерес к порно, который заметен как в твоем персональном блоге, так и на «Прозе»? Порно тоже интересует тебя с эстетической точки зрения?

Мой интерес к порно целиком и полностью опирается на концепцию «ПРОЗА», которое, к слову, философское порно-издание о современном искусстве. Когда я только начинал этот проект, то заметил, что о культуре у нас принято говорить с трепетным придыханием, с таким особым метафизическим пафосом, когда все делится на вещи «высокие» и «низкие». Поэтому мне стало интересно разрушить грань между этими пространствами, смешать их. Когда ты публикуешь сначала статью Бодрийяра, потом выставку работ Мори, а между ними ставишь порнографическую подборку, то читатель становится существом вне традиционного и порядком убого раздела на «высокое» и «низкое». Совмещать, казалось бы, несовместимые вещи - это воспитывает сомнивательность и широту мышления; это что-то вроде созидательного оксюморона, технология удара по стереотипам.

Ты довольно часто светишься по ТВ. Зачем оно тебе, человеку из андеграунда, надо?

Я никогда не считал себя представителем андерграунда и, скажу более, брезгую подвальными маргиналами. Я убежден, что конфликт массового и элитарного не просто надуманный, но откровенно неактуальный. Куда интереснее переплетать одно с другим, находить дивные гибриды пространств, взаимодействовать с разными сферами. Что до походов на ТВ… я воспринимаю это исключительно как работу. Каждое свое выступление я рассматриваю, как возможность создать непредсказуемую ситуацию внутри предсказуемого телемира. Как игрушка, телевизор просто шикарен. Мне нравится незаметно сводить с ума передачи, когда все вроде бы чинно, режиссер и ведущий спокойны, но по факту происходящее безумно. Когда это происходит, зритель наконец-то просыпается.

Тебе не обидно, что ты, делающий столько всего, запомнился многим разве что своим появлением в голом виде на поэтическом фестивале?

Я давно понял, что тусовка больна, и предсказать, что она запомнит, нельзя. Ну, я рад, что многие пожилые люди посмотрели на голое тело. Если они так оживились, наверно, они не видели такого раньше. Логично, когда девочка в ЖЖ начинает выкладывать свои голые снимки, и тут же становится тысячницей. Но если уже голый мальчик вызвал такую реакцию, значит, наша страна все ближе к евроинтеграции! Если мужчины начинают интересоваться мужчинами, значит, в Евросоюзе мы окажемся быстрее, чем планируем.

Галеристы жалуются, что современное искусство плохо продается. Художники есть, они что-то делают… Но каково их финансовое положение?

За последние два года современное украинское искусство начало обретать своего покупателя. Задал тон, показал хороший пример Пинчук (украинский миллиардер, открывший в Киеве музей современного искусства «PinchukArtCentre» – «ЭН»), - в искусство можно вложить кучу бабла и получить статус. И многие нувориши потянулись в искусство. У всех этих художественных практик завелся экономический фон. Богачи поняли, что, в принципе, пофиг, что нарисовано, важно, что покупка современного искусства является актом капитализации своей репутации.
С другой стороны, вся торговля произведениями искусства в Украине носит подковерный характер, на мастерских, в подсобках, из рук в руки… Эта ситуация достаточно сомнительная, непонятно вообще откуда берутся все эти $25 тыс. за Тистола или $50 тыс. за Оксану Мась. Большинство наших художников – нищие существа, которым, по всей видимости, резко захотелось кокса и суши. Вот и начали заламывать фантастические, неадекватные их статусу цены. Ситуация с украинским арт-рынком будет безкультурна до тех пор, пока этот рынок не станет публичным; пока не образуется понятная и легальная система торговых отношений. Уверен, фундамент этого здорового арт-рынка построят не помышляющие о духовности люди культуры, а нормальные «четкие» пацаны с Восточной Украины. Они реалисты. И у них конкретные цели. Они понимают, что рынок нужно строить, думая о бабле, а не о метафизике. Только после вот этих пацанов придет время эстетствующих бизнесменов, теребящих шелковые шарфики на своих утонченных шеях.

Готовы ли сами художники мыслить прагматично?

Художники у нас еще живут в вымышленном мире Культуры с большой буквы; ставят метафизические задачи, хотят творить Великое Искусство и «главные» произведения. На фоне этих прекрасных рассуждений о Боге плывет огромный айсберг бабла. И он очень красивый, его хочется потрогать, он сияет на солнце. Но признаться в том, что хочется бабла, нашим художникам очень трудно.

Назови топовых украинских художников.

Если говорить о современном искусстве, то лучше положение у тех художников, чья деятельность расцветала в 90-х. Это Цаголов, Братков, Михайлов, Савадов и т.п.

А повсеместно светящийся Илья Чичкан?

Мне он понятен и симпатичен своей медиаблядскостью: Чича на каждой светской тусовке, этакий мини-Сальвадор-Дали из попкорна, экстравагантная поп-фигура. То, что сейчас он делает в искусстве, особого интереса для меня не представляет. Перед каждой его выставкой, мы знаем, что там будет. Чего-то свежего от него я не жду. Он скорее как данность, «человек около искусства», художник, ставший светской фигурой. Но зато Чичкана можно «толкать» женам бизнесменов и теткам, увлекающимся фэн-шуем. Обычно, впрочем, это одно и то же.

Что-то ты слышал о белорусских художниках?

Разве что о Руслане Вашкевиче, который здесь иногда мелькает. Я вообще не знаю, какая в Беларуси ситуация с искусством. Мы в Украине вообще находимся перед неким стереотипом – какая она, Беларусь. Мне кажется, что белорусская ситуация может быть хорошей для искусства. Это в природе славянского человека – когда жмут, тогда цветет. Ситуация подавления может рождать действительно агрессивное, бунтарское искусство.



photo by nataliya masharova (tashhh)


Антон Кашликов, из Киева
linkReply

Comments:
[User Picture]From: byriachok
2008-04-04 05:21 am (UTC)

одна утка- один рейв!)

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2008-04-04 06:50 am (UTC)
да, это трагическая классика утиной цивилизации :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: juhlya
2008-04-04 05:26 am (UTC)
Уткин ты сын. Нет, ну фотги классные. И ты весь такой прям неваляццо-фотогеничный. Но звезду с полки сними и на небо повесь! Между отэтой и оттой дальней.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2008-04-04 06:53 am (UTC)
прасtity, я не понимаю птичий язык и заикающуюся речь :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igor_bobirev
2008-04-04 06:54 am (UTC)
забавно :-))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: androidattack
2008-04-04 07:44 am (UTC)
ты принимаешь кокаин?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2008-04-04 07:53 am (UTC)
нет, у меня же не такой красивый нос как у кейт мосс :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: juhlya
2008-04-04 08:34 am (UTC)
(пла-пла-плачу, вытираю сопли словарем по птичьему языку)
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: induktor
2008-04-06 06:34 am (UTC)
Вася, у тебя на языке мозоль будет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sokolovski
2008-04-06 06:45 am (UTC)
дорогой мой, любимый) твои комментарии уже не первую неделю заставляют меня и моих друзей с нешуточной вдирчивостью вчитыватся во все новые Толины записи, а особенно комментарии))) так держать! спасибо, друг! ты молодец!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: induktor
2008-04-06 07:01 am (UTC)

ЛЭП

В честь этого ты награждаешься почётной кликухой - Ласковый Эйфорический Пердун.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: induktor
2008-04-06 07:02 am (UTC)

Із словника

ЛЕП, -у, ч. 1. Бруд, що вкриває спітніле, довго не мите тіло. // Липкий бруд, що вкриває певну поверхню. //
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sokolovski
2008-04-06 07:10 am (UTC)
да-да!) респект тебе чувак и уважуха!) советую выбиратся из тесных жжшных рамок и открывать собственное издание!)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: sokolovski
2008-04-06 07:24 am (UTC)
я знал что ты классный парень)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: induktor
2008-04-06 07:30 am (UTC)

Who Kill Bamby ???

Парень???
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: induktor
2008-04-06 07:41 am (UTC)
ЛЕП!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: victor_che
2008-04-04 10:16 am (UTC)
Насчет донецких пацанов интересно, но больно сомнительно. Скорее киевские эстетствующие полубизнесмены станут более программными, рациональными и начнут больно бить по рукам художничков за нарушение договоренностей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: victor_che
2008-04-04 10:22 am (UTC)
Кстати, насчет прагматики и "возвышенного". Не дело художника быть прагматиком. Для прагматики у него есть куратор и галерист. Прагматичный художник - это скучно. Это Чичкан.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rubakova
2008-04-04 03:35 pm (UTC)
+++++про Чичкана))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pogorelova
2008-04-07 03:17 pm (UTC)
очень чёткое лицо. особенно нос
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2008-04-07 03:57 pm (UTC)
а чего ему быть размытым?:) всмысле?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pogorelova
2008-04-07 03:58 pm (UTC)
размытым быть ни к чему, конечно)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2008-04-07 06:06 pm (UTC)
ну карочи-и-и я не понял, что имелось ввиду, но запишу это нагло как приятность и антигаллюциногенный комплимент: "твое лицо четкое!" :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pogorelova
2008-04-07 06:14 pm (UTC)
это была моя высшая оценка на какую я только способна)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)