?

Log in

No account? Create an account
Современное искусство – удел фокусников Анатолий Ульянов: «Наша… - DADAKINDER magazine [entries|archive|friends|userinfo]
TRANSGRESSIONS & SPACESHIPS

SWITCH TO  |  INTERNATIONAL MODE  ]
userinfo  |  organizmo  ]
archive  |  memory  ]

Links
[1| ( eyez ) ( genitalz ) ( religulous ) ( futura ) ( 1984 ) (violenz) (drugz) (personal) ( quotez ) ]
[2| MANIFESTO / TXT / FACEBOOK / TWITTER / MASHARIK / LIB / RSS / DONATE ]

[Oct. 21st, 2007  |  10:59 pm]
TRANSGRESSIONS & SPACESHIPS
[Tags|]

Современное искусство – удел фокусников

Анатолий Ульянов: «Наша культура должна быть развращена, чтобы обрести чувство юмора...»


Давеча Вера Балдынюк (pani_grunia) из журнала «Корреспондент» допросила уточку на вечную и излюбленную мною тему «Табу и Искусство». Примечание: убогий перевод вопросов, заданных на украинском языке, пускай останется на моей совести. А точнее – на ее отсутствии :)

«Я, разумеется, не исключаю того, что среди читателей «ПРОЗА» существует некоторый процент чистых рукоблудов, но, с другой стороны, меня возбуждает сама возможность сделать хотя бы нескольких из них современными мыслящими котиками. Они теребят свои гениталии на наших страницах, но, не стоит забывать, что, кончив, они могут наткнуться у нас на Бодрийяра. И это уже родительский момент на «ПРОЗА»




Какие события последнего времени спровоцировали дискуссию по поводу традиционно табуированных тем вокруг украинской литературы и искусства в целом?

Дискуссии о табу в сопряжении с искусством в Украине не случаются. Украинское искусство не влияет на украинское общество. Если говорить точнее, обществу оно не интересно. Поэтому ожидать резонансных скандалов на тему «табу и искусство» не стоит. Среди прочего, современные украинские художники едва ли готовы пойти на табу. И дело не только в том, что у них не хватает смелости и бунтарского огня против консервативного фашизма, чудовищ морали и нравственности. Просто украинские творцы культуры – биосущества средней температуры. Такое существо волнует не столько критическое, сколько салонное искусство, которое можно впарить пузатой буржуазной саранче, и купить после этого хлеб с маслом. Говоря проще, в украинской культуре момент эстетического терроризма и бунта заглушается капиталистическим прагматизмом. Наш художник – не кромсатель социальной плоти, но ремесленник на заработках.

Нужно сказать, что конфликт «или я радикальный, или я зарабатываю деньги» - выдуманный. Это, по сути, оправдание для трусов и экономических глупцов. Современное искусство – удел фокусников. Все запрещенное – выгодно, а любой радикализм пахнет скандалом, легко трансформируемым в деньги. Чтобы это понять, достаточно проследить результаты российских скандалов с «запрещенными книгами» (Сорокин, «Ультра.Культура») или аукционными торгами под грифом «Дэмиен Херст».

Акция Поваляевой-Коробчука-Пистончика на Форуме Издателей во Львове – как вы это оцениваете? Пощечина нудной аудитории? Или может, если бы на сцене побегал голый Загребельный – это было бы интереснее?

Голый Загребельный – это не интересно. Голый Загребельный – это извращение и безобразие. Выйди он на сцену в одеяниях райского сада, и всем присутствующим пришлось бы оборачиваться в изолирующую пленку, дабы не подцепить от почтенного литератора старообрядческих бактерий, не быть овитыми соками старости и зловонием естественного для его возраста телесного разложения.

Что касается публичного пейтинга, который устроили Поваляева, Коробчук и Пестончег на Форуме Издателей, то в этом, разумеется, нет ничего красивого. Снимая все это для «PROZA.tv», я просто хотел показать зрителю, что писатели – это не мифические супергерои духовности, не возвышенные сверхсущества, но обычные люди, склонные, как и все, к радостному грехопадению, к т.н. «низким» формам изъявления себя. Понимания этой обычности «демиургов культуры», как мне кажется, нашей арт-среде не хватает. Мы по-прежнему ждем от писателей какого-то мессианства, каких-то метафизических откровений, полагаем их «людьми культуры», присваивая этому определению фальшивую чистоту и небесность. Подобные выходки с групповыми оральными утехами нужны украинской культуре, чтобы она научилась относиться к самой себе без излишнего пафоса. Вот почему я так ревностно занимаюсь и потворствую десакрализации украинского искусства. Наша культура должна быть развращена, чтобы обрести чувство юмора, дар глубокой простоты и самоиронию, которые делают культуру интереснее и живее.

Украинская литература, кажется, надолго зависла на этапе языковых табу: матюки-не матюки, украинский-русский и т.д. Дозрели ли наши писатели до тем насилия, антирелигиозности, педофилии и взрослой порнографии? Почему даже подпольно не появляются такие художественные тексты? Почему художники и фотографы в этом отношении смелее?

Дело не в дозревании до каких-либо тем. Культура обращается к насилию, антирелигии, порнографии и педофилии тогда, когда эти темы нарывают в социуме, становятся местами напряжении, боли и проблем. У нас не Россия. У нас святоши не крушат выставки современного искусства, а о насилии писателю известно лишь по красочным голливудским фильмам. Опять же, это не означает, что украинское общество лишено табу. Просто наши культурдеятели исповедуют раболепное соглашательство с нормами социума. Эти культурдеятели не протестны, а рядовой гражданин – подчеркнуто равнодушен и пассивен. Поговорка «Моя хата з краю» - это иллюстрация механизма, по которому украинское общество работает. Наших творцов не волнует тот факт, что церковь – это фашистское образование, извращающее людей в покорных и пугливых глупцов, лишенных малейшего шанса на самостоятельное мышление. Творцы просто не будут ходить в церковь и на этом их борьба с несвободой, идущей из религиозных институций, закончиться. Они не обеспокоены освобождением сограждан, потому что сограждане не обеспокоены их книгами и картинами. Общество и художник в Украине живут по разным берегам непроходимой пропасти и поэтому здесь не возникает вихрей, силящихся видоизменить искусством социальную ситуацию. А ведь для того изменения, к примеру, антирелигиозное искусство и существует. Когда художник рисует Христа с головой Микки Мауса, он, фактически, пропагандирует возможность иного отношения; пытается лишить религиозный дискурс трусливого трепета прихожан, вредоносного напряжения, порождающего рабство; показывает, что даже к наиболее монументальным моментам человеческой культуры можно относиться спокойнее. В спокойствии, как известно, полно разумной свободы и легкости бытия. К сожалению, сколь-либо смелых жестов в украинском искусстве не наблюдается. Но, убежден, эту ситуацию изменит техно-революция.

Высокая посещаемость портала «ПРОЗА» свидетельствует про увеличение количества людей, которые мыслят с вами в одном русле и с которыми вы могли бы вести диалог? Или люди преимущественно реагируют на ярлык «порно»?

Порнография, несмотря на свою естественную маркетинговую и пиар-привлекательность, никогда не была для меня средством привлечения дополнительной аудитории на «ПРОЗА». Для меня, как создателя философского и contemporary art медиа, было важно создать гибридный журнал, который бы содержал как «высокие» так и «низкие» культурные явленности. Эта контрастность – основа нашей информационной политики. Получается, что на наших страницах «высокое» сомневается в «низком», а «низкое» сомневается в «высоком». В некотором смысле, «высокое» и «низкое» лишают друг дружку однозначности, одновекторноси, единоистинности. В итоге, трудно сказать, что пронзительнее – размышления Жижека или прелые ласкания персонажей Терри Ричардсона.

Так или иначе, «ПРОЗА» пропагандирует читателя, который не будет замкнут на чем-то одном. Для меня образ идеального интеллектуала – это образ человека, умеющего мыслить как в пространстве «высокого», так и в пространстве «низкого». Такой человек – интеллектуал объемный и глубокий. Его нельзя превратить в робота дешевыми возгласами «А как же духовность?!». Он не считает, что его сознание может позволить себе высокомерную брезгливость, мол, «Бог – это культура, а Хуй – это уже не культура». Подлинный интеллектуал против подобного черно-белого мышления, которое так распространено в среде украинских культурдеятелей. До «ПРОЗА» информационное пространство украинской культуры было стеснительным, робким, узконаправленным и высокопарным, как начитанный ботаник. Мы легитимизировали для этой культуры дополнительные, ранее маргинальные пространства. Свобода выбора расширилась. Это хорошо.

Я, разумеется, не исключаю того, что среди читателей «ПРОЗА» существует некоторый процент чистых рукоблудов, но, с другой стороны, меня возбуждает сама возможность сделать хотя бы нескольких из них современными мыслящими котиками. Они теребят свои гениталии на наших страницах, но, не стоит забывать, что, кончив, они могут наткнуться у нас на Бодрийяра. И это уже родительский момент на «ПРОЗА».

Способствуют ли украинские издатели своими контрактами и предлагаемыми условиями круговороту тех или иных тем. Насколько все это влияет на общую картину книжного рынка?

Украинский издатель мыслит достаточно одномерно, тускло и занудно. Самое печальное, что он игнорирует ряд тем даже не потому, что боится потерять бизнес или же считает, к примеру, арт-порно – негожий срам, чуждый культуре. Все гораздо хуже. Украинский издатель попросту ничего не знает об арт-порно, этот жанр вне поля его осведомленности, и его скудный разум попросту не видит, что это тоже часть плоти культуры. Невнимание украинского издателя к неоднозначным темам – это не какая-то идеология. Это чистокровное невежество, узость сознания, необразованность, невнимание к разным аспектам истории культуры. Вот и получается, что наш одномерный, тусклый и занудный издатель ищет одномерные, тусклые и занудные тексты. Узость украинской современной культуры возникает по причине узости мышления влиятельных культурдеятелей. Вот и получается, что книжный рынок формируется неполным и специализированным, в то время как должен быть куда многограннее. Опять же, дело уже даже не в том, что табуированные темы должны быть озвучены. Расширения выбора тем – это расширение возможностей заработка. Игнорирование этого момента украинским издателем – признак его [издателя] рыночной глупости. Любой школьник, выросший при капитализме, знает, что табу хорошо продается.

На каком украинском символе доселе лежит печать табуирования?

Действительно насущный вопрос звучит иначе: когда украинское искусство станет мощной силой, способной поднять восстание против консервативного и политкорректного миров, множащих все табу? Я не жду снятия табу с конкретного символа. Я предвкушаю и надеюсь на момент бунта против табу как целого явления. Украинские художники и писатели не должны воевать за право рисовать гомосексуальные гобелены с оргиями Гитлера, Шевченко и Христа. Они должны поднять эстетическое и изящное восстание против старой морали и старого мира как такового. Это должна быть претенциозная, глобальная революция, а не жалкое шевеление за локальное микроправо. Не частности, но все, что ограничивает порывы духа и свободу культуры должно быть унижено и уничтожено. Чтобы такая революция случилась, украинских творцов и граждан для начала нужно научить сомневаться и мыслить. Без страха перед титанами вчерашнего дня.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: weber
2007-10-21 04:19 pm (UTC)
дуже хочеться побачити як ти зранку встаєш і накручуєш свій хаєр на бігуді. щоб він потім отак стояв. )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2007-10-21 06:14 pm (UTC)
зачем бигуди, если фен умеет дуть :) не в переносном, разумеется, смысле :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dadakinder
2007-10-21 06:22 pm (UTC)
хорошо, что дарвин и эйнштейн мертвы и не могут прочесть этот греховный комментарий :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_kinarrru696
2007-10-21 04:59 pm (UTC)

я согласна.

насчет изданий. если ты им чем-то не угождаешь, эти суки натравливают на тебя половину интернета, а сами сидят и зловонно хихикают, не понимая, сколько денег пройобывают на незаполненных потребностях разнокаллиберно-лобового потребителя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2007-10-21 06:20 pm (UTC)
а это опасно, когда "суки натравливают на тебя половину интернета"?:)

п.с. иф сириоз, экономические слабаки будут стерты капитализмом ) закон прекрасной природы современного общества
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gafiyka
2007-10-21 05:00 pm (UTC)
хорошее интервью. впрочем, как всегда
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2007-10-21 06:17 pm (UTC)
спасибо )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: g1zmo
2007-10-21 05:03 pm (UTC)
утка говорит славное
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2007-10-21 06:17 pm (UTC)
утка говорит ставнями
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: nae_grasshopper
2007-10-21 05:15 pm (UTC)
фотка ваще мегаааа))))))угарная!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2007-10-21 06:18 pm (UTC)
как газ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_dm_lytwy
2007-10-21 05:56 pm (UTC)
Только что осенило. Ведь Ульянов - это идеальная жертва. Если бы я был маньяком, я бы о таком мечтал. Я не понимаю, почему до сих пор Ульянова никакой маньяк не поймал. У нас что-то не то с планетой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2007-10-21 06:16 pm (UTC)
дима, то что ты только что сделал, блйять, называется "экспериментальная провокация" :)))))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: abersuf
2007-10-21 06:02 pm (UTC)
O_O
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dadakinder
2007-10-21 06:18 pm (UTC)
0)_$#
(Reply) (Parent) (Thread)
From: gomer1
2007-10-21 07:03 pm (UTC)
сильно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skafandr_npr
2007-10-21 08:12 pm (UTC)
Допоки стільки людей намагалися трахнути Ісуса... А він-то, якраз і був в свій час контркультурою, протестом, хуєстом і маніфєстом. Нахуя весь час єбашити його ім'я ні в тєму? Шо він тобі лічна хуйового зробив? Отруїв собаку? Написав хуйову книжку? Лизонув клітора Януковичу? Нєт? Він єбашив сістєму, і од'єбашив її. Рім пал, пал нахуй, нема більше Ріма! Нема злоєбучої імперії споживання, нема доісторичних США. І що ти пропонуєш? Дати маленькому нікчемному прищавому піздаболу, який рідко миє руки після дрочки, вийти на сцену без трусів, і подрочити на обличчя Хріста? Чи насрати на кобзар і підтерти сраку фоткою Гітлєра? А чи не тонка кишка?

Краще б юзали пікчери всіляких піздаболав тіпа фрігідної Забужко, пєдофільного Пако, чи страдаючої матковою гідрофобією Карпи, москвофобного Андруховіча, який мав би вже давно в'єбать в Канаду і ратувати за "хв" замість "ф" - ось ті піздюкі яки покликані щось змінити, творити і т.д. а страждають натомість хуйньою, як і тисячоліття до того, тому ми і живемо у плєбєйській сраці на узбіччі світу дірьма.

Якщо замахнувся на образ Великих, маєш хоча б мити піську перед сєксом і голити сраку, а вже потім вийобуваться. Треба щось давати взамін а не обсирати все що є довкола, хулі це так, блядь, складно догнать, я єбу.
(Reply) (Thread)
From: ex_dm_lytwy
2007-10-22 06:04 am (UTC)
Чем больше будет индекс упоминаемости Иисуса, тем лучше. Аминь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: induktor
2007-10-22 05:12 am (UTC)
Не врубаюсь - хто саме на фотці ти?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: muruzov
2007-10-22 08:50 am (UTC)
ггг)))
(Reply) (Parent) (Thread)